Объявлен конкурс «Карамзинские стипендии: стажировка в Школе актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС - 2020»

10.12.2019

Фонд Михаила Прохорова и Школа актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы (далее – ШАГИ РАНХиГС) проводят конкурс молодых ученых для стажировки в ШАГИ в течение шести месяцев 2020 календарного года.

Программа стажировки направлена на поддержку академической мобильности, интеграцию молодых российских ученых и исследователей в международное научное сообщество с целью расширения и активизации их профессиональных связей и контактов, обмена опытом и сотрудничества в области гуманитарных и общественных наук.

Цели и задачи конкурса

1. Конкурс проводится для отбора и приглашения на временную работу (6 месяцев) молодых ученых, которые должны стать участниками коллективных научных проектов, реализуемых в ШАГИ. Список проектов для работы приглашенных исследователей см. ниже.

2. Программа адресована кандидатам наук (или PhD), а также аспирантам, завершающим работу над кандидатской диссертацией.

3. Цель программы - предоставить молодым исследователям возможность в ключевой фазе их работы провести полгода в одном из ведущих научных центров Москвы, с которым эти исследователи сохранят связь и в будущем.

Структура индивидуального гранта.

Грант Фонда Михаила Прохорова включает в себя:

1. Материальная поддержка в размере 325 700 рублей (без учета подоходного налога).

Оргвзнос для оплаты координационной и др. поддержки 103800 руб.

Срок стажировки 6 месяцев. (8 грантов)

2. Для жителей Москвы - Материальная поддержка в размере 205 700 рублей (без учета подоходного налога).

Оргвзнос для оплаты координационной и др. поддержки 103800 руб.

Срок стажировки 6 месяцев. (2 гранта)

В конкурсе могут принять участие:

- граждане и/или налоговые резиденты РФ;

- не старше 40 лет;

- имеющие кандидатскую степень или PhD (желательно, чтобы диссертация была защищена не ранее 2015 года);

- аспиранты второго или третьего года обучения, опубликовавшие статьи в академических изданиях или завершающие работу над диссертацией;

- обладающие опытом исследовательской работы по теме, близкой к теме одного из проектов ШАГИ;

- имеющие возможность провести шесть месяцев 2020 календарного года в Москве с отрывом от основного места работы;

- владеющие английским языком в объеме, необходимом для профессионального общения (чтение научной литературы, устное общение с коллегами, научная корреспонденция, подготовка докладов и статей);

- приветствуется знание других иностранных языков.

Стипендиаты прошлых лет могут принимать участие в конкурсе «Карамзинские стипендии - 2020», однако получить приглашение на повторную стажировку можно не более одного раза.

Важным фактором при отборе кандидатов является наличие научных публикаций в международных реферируемых журналах и опыт участия в коллективных международных научных проектах.

Список документов, необходимых для участия в конкурсе:

1. Мотивационное письмо в свободной форме, включающее видение кандидатом своей дальнейшей научной карьеры, совместимость участия в данном проекте с другими текущими обязательствами кандидата (научные проекты, преподавание и др.) как с точки зрения тематики, так и с точки зрения рабочей нагрузки.

В начале письма указывайте, пожалуйста, на какой из проектов ШАГИ Вы подаете заявку. Укажите также, в какие 6 месяцев 2020 года для Вас предпочтительнее пройти стажировку.

2. CV (краткое резюме и список научных публикаций). Обязательно указывайте полное ФИО и адрес электронной почты, скайп и номер телефона.

3. Описание планируемого исследования: индивидуальный проект должен подпадать под общую тему коллективного проекта, на участие в котором претендует кандидат. Обязательно указывайте в начале этого документа, на какой из проектов ШАГИ Вы подаете заявку (см. ниже)!

4. Не менее одной опубликованной научной работы (предпочтительно по теме, близкой к теме коллективного проекта), дающей адекватное представление о научном уровне кандидата; начинающие исследователи могут предоставить аналогичный по объему фрагмент диссертационного исследования (главу).

5. Рекомендательное письмо от исследователя, знакомого с работами кандидата и, предпочтительно, занимающегося проблемами, близкими к теме реализуемого проекта.

6. Копия диплома кандидата наук (или PhD) или удостоверение аспиранта.

7. Копия российского общегражданского паспорта (первая страница и страница с пропиской).

8. Факультативно: отзыв научного руководителя (заведующего кафедрой) о работе соискателя.

Параметры мотивационного письма и описания планируемого исследования должны соответствовать требованиями, предъявляемыми к кандидатам по конкретным проектам (см. ниже).


Сроки подачи документов и порядок их рассмотрения

1. Конкурс объявляется открытым с 15 ноября 2019 года. Заявки принимаются

с 15 ноября по 29 декабря 2019 года (до 23.59);

2. Заявки и документы на конкурс принимаются по электронной почте. Соискатели должны отправить весь комплект документов на адрес конкурса:karamzinefellowship@gmail.com до 23.59 часов 29 декабря 2019 года;

3. Заявки, содержащие неполный комплект документов или не соответствующие темам проектов ШАГИ 2020 года, не регистрируются и не рассматриваются.

4. Заявки, поступившие на адрес конкурса после дедлайна, не регистрируются и не рассматриваются.

5. Процедуру отбора и принятие решений по кандидатам принимает жюри, состоящее из руководителей проектов, администрации ШАГИ и ИОН РАНХиГС, а также представителей Фонда Михаила Прохорова.

6. На первом этапе конкурса (10 — 19 января 2020 года) жюри оценивает мотивационные письма, описания проектов исследований и образцы научных публикаций.

7. На втором этапе конкурса (20 – 25 января 2020 года) руководитель проекта, на который подана заявка, и другие сотрудники ШАГИ проводят с кандидатом устное собеседование лично, по скайпу или по телефону. В собеседованиях также могут принять участие представители Фонда Михаила Прохорова.

8. Поскольку основными регионами, на которые распространяется деятельность Фонда Михаила Прохорова, являются Сибирский, Дальневосточный, Уральский автономные округа, и шесть областей ЦФО: Воронежская, Липецкая, Белгородская, Тамбовская, Рязанская и Калужская области, то при получении равных баллов кандидаты из этих регионов будут иметь преимущество перед другими.

9. Список победителей конкурса, получивших приглашение для работы в ШАГИ, утверждается Фондом Михаила Прохорова и оглашается не позднее 30 января 2020 года (на сайте Фонда Михаила Прохорова, сайте ШАГИ и в некоторых СМИ).

10. Представители ШАГИ информируют всех участников конкурса о результатах в течение 2 недель после окончания конкурса. Победители, подтвердившие согласие на участие в стажировке, подписывают договор с Фондом Михаила Прохорова и получают индивидуальный грант на прохождение стажировки.

11. Мотивы отклонения заявок не сообщаются, заявки не рецензируются, материалы, поданные на конкурс, не возвращаются.

12. По результатам конкурса формируется также список альтернативных кандидатов, которым будет предложена стажировка в случае, если кандидаты из основного списка не смогут приехать на стажировку.

Отбор приглашенных исследователей (исследователей-стажеров) проводит жюри в составе:

Зуев Сергей Эдуардович – кандидат искусствоведения, директор Института общественных наук РАНХиГС, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук, в 2004—2011 гг. член экспертного совета Фонда Михаила Прохорова.

Гринцер Николай Павлович - доктор филологических наук, директор ШАГИ РАНХиГС, заведующий Лабораторией античной культуры ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта «Социально-политическая роль мифа в античности и средневековье».

Зорин Андрей Леонидович – доктор филологических наук, профессор Оксфордского университета, профессор и научный руководитель программы «Public History: историческое знание в современном обществе» МВШСЭН, руководитель конкурса «Карамзинские стипендии».

Неклюдов Сергей Юрьевич – доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ, научный руководитель Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, руководитель проекта «Мифологические модели в евразийском фольклоре и способы их трансмиссии».

Успенский Федор Борисович, доктор филологических наук, член-корр. РАН., зав. Лаборатории древнерусской культуры, вед. научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта «Стратегия и организация власти в зеркале персональной номинации человека Средневековой Руси».

Ершова Ирина Викторовна, д.ф.н., ведущий научный сотрудник, зав. Лаборатории историко-литературных исследований ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта «Социальные практики и процессы литературной кодификации».

Спиридонов Владимир Феликсович, профессор, доктор психологических наук, зав. Лабораторией когнитивных исследований ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта «Универсальные и специализированные методы решения проблемных ситуаций».

Олейников Андрей Андреевич, к.философ.н., с.н.с. Лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ ИОН, руководитель проекта «Темпоральный поворот в теории исторического знания на рубеже XX-XXI веков».

Лидерман Юлия Геннадиевна, кандидат культурологии, старший научный сотрудник лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта «Архив и документ в перформативных искусствах: теории, методологии и практики».

Петров Никита Викторович, кандидат филологических наук, зав. Лабораторией теоретической фольклористики ШАГИ ИОН, руководитель проекта «Фольклорные идеологии и поведенческие стратегии в современном городе».

Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна, кандидат культурологии, доцент, старший научный сотрудник лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, доцент МВШСЭН, координатор конкурса «Карамзинские стипендии».

Структура работы приглашенного исследователя в проектах:

В период пребывания в ШАГИ приглашенный исследователь должен заниматься:

- исследовательской работой (70 % рабочего времени);
- редакционно-издательской и организационной работой (20 % рабочего времени);
- педагогической работой (10 % рабочего времени);
- принимать участие в научной жизни ШАГИ (семинарах, конференциях и др.);
- регулярно информировать коллег о ходе своей работы.

Исследовательская, организационная, педагогическая и редакционно-издательская работа приглашенного исследователя планируются и выполняются в соответствии с утвержденной руководством РАНХиГС Программой работы приглашенных исследователей и Индивидуальным планом работы приглашенного исследователя, утвержденном руководством ШАГИ и руководителем исследовательского проекта.

Формы отчетности:

1. По итогам работы приглашенный исследователь представляет в ШАГИ:

- не менее одной научной статьи, поданной для публикации в международном реферируемом научном журнале или российском журнале с высоким рейтингом;
- главу или статью для коллективной монографии по проекту;
- отчет о проделанной работе в соответствии с Программой работы приглашенных исследователей.

2. По итогам работы в ШАГИ приглашенный исследователь предоставляет в Фонд Михаила Прохорова:

-отчет о проделанной работе в установленной Фондом форме;

-финансовый отчет, квитанции и чеки на все расходы, возмещаемые Фондом.

При несоблюдении этих условий Фонд оставляет за собой право отозвать грант.

Права на публикацию работ, выполненных в продолжение работы в ШАГИ, за исключением работ, предусмотренных формами отчетности (глава в коллективной монографии или иное), остаются за их авторами.

По окончании стажировки, в случае полного выполнения ее программы, приглашенные исследователи получают сертификат, подтверждающий успешное прохождение стажировки на базе ШАГИ РАНХиГС.

Перед началом работы приглашенный исследователь подписывает договор с Фондом Михаила Прохорова. Подробно все условия и требования, связанные с получением гранта, будут перечислены в договоре.

ШАГИ предоставляет исследователям:

1. Место для работы в помещении ШАГИ, компьютер.

2. Доступ к информационным ресурсам РАНХиГС.

3. 4. Документы, предоставляющие право работы в архивах и не общедоступных библиотеках.

5. Постоянную консультационную поддержку.

Проекты ШАГИ 2020 года:

1. Социально-политическая роль мифа в античности и средневековье. Руководитель проекта: Гринцер Н. П.

2. Универсальные и специализированные методы решения проблемных ситуаций. Руководитель проекта: Спиридонов В.Ф.

3. Мифологические модели в евразийском фольклоре и способы их трансмиссии. Руководитель проекта: Неклюдов С. Ю.

4. Архив и документ в перформативных искусствах: теории, методологии и практики. Руководитель проекта: Лидерман Ю. Г.

5. Фольклорные идеологии и поведенческие стратегии в современном городе. Руководитель проекта: Петров Н. В.

6. Темпоральный поворот в теории исторического знания на рубеже XX-XXI веков. Руководитель проекта: Олейников А. А.

7. Социальные практики и процессы литературной кодификации. Руководитель проекта: Ершова И. В.

8. Стратегия и организация власти в зеркале персональной номинации человека Средневековой Руси. Руководитель проекта: Успенский Ф.Б.

Аннотации проектов.

Требования к кандидатам на исследовательские позиции указаны в конкретных проектах.

Проект 1. Социально-политическая роль мифа в античности и средневековье

В ходе работы предполагается проанализировать функционирование различных мифологических сюжетов в письменных памятниках различных жанров и типов, включая историографические сочинения, научные трактаты, а также разнообразные литературные тексты, от классического эпоса и драмы до позднеантичной лирики. При этом будут преследоваться две взаимосвязанные цели: с одной стороны, показать особенности использования и трансформации традиционного сюжета в конкретном произведении, его роль в целостной интерпретации литературного памятника, а с другой, выявить его возможную связь с актуальной на тот момент социальной, идеологической и политической повесткой дня. Таким образом предполагается доказать, что обработка мифа в литературных текстах определялась не только чисто художественными и эстетическими задачами, но и своеобразной социально-политической нагрузкой, постепенно закрепившейся за определенными мифологическими сюжетами. В результате оказывается, что ключевые типы мифа на протяжении всей античности (а также раннего средневековья) подразумевают определенный набор социо-политических коннотаций (например, героический миф может подразумевать темы военной экспансии, ограниченности/неограниченности личной власти, роль личности в социуме и т.д.). При этом такие коннотации оказываются не раз навсегда однозначно закрепленными, но динамическими: в зависимости от конкретной политической ситуации (например, типа государственного устройства) одни и те же мифологические мотивы могут получать противоположную интерпретацию, дополнительную нюансировку и т.д. В итоге, учет подобной идеологической составляющей становится необходимым условием для адекватной трактовки как отдельных памятников, так и целых жанров античной и средневековой словесности, их места в общем развитии древней литературы и особенностей их восприятия в конкретную историческую эпоху. При этом акцент будет сделан на ключевых периодах становления и развития античной и средневековой цивилизации: формировании демократического греческого полиса, перехода от республики к империи в Риме, возникновении первых средневековых государств. На основе анализа важнейших текстов соответствующих периодов предполагается показать, что:

- миф является одним из важнейших способов не только отражения, но и формирования актуальных политических дискуссий;- отбор мифологического материала в рамках конкретных произведений и литературных жанров во многом определяется возможностью его адаптации к современной социальной и идеологической ситуации;

- набор социально-политических характеристик определенного типа мифа остается постоянным на протяжении всей античности, но при этом оценка этих характеристик может варьироваться применительно к конкретной исторической ситуации;

- античная мифология являлась одним из важнейших инструментов формирования государственной идеологии в раннем и высоком средневековье;

Руководитель проекта: член-корреспондент РАН, доктор филологических наук, руководитель лаборатории античной культуры ШАГИ РАНХиГС Николай Павлович Гринцер.

Требования к кандидатам:

Мы заинтересованы в молодых исследователях, имеющих необходимую подготовку в области антиковедения. Она должна включать:

- знание древнегреческого и/или латинского языка, достаточное для чтения, анализа и комментирования оригинальных текстов.

- умение работать с электронными базами данных по антиковедению и медиевистике;

- владение как минимум одним (английский), лучше несколькими основными европейскими языками, достаточное для интенсивной работы со специальной литературой;

Конкретный профиль образования и научно-исследовательской подготовки может быть как филологическим, так и историческим, историко-культурным, философским, но при этом кандидат должен обладать вкусом и склонностью к исследованиям, основанным на изучении конкретных памятников и текстов, рассматриваемых под различными углами зрениями, в совмещении исторической, социальной, языковой и литературоведческой перспектив. К сфере научных интересов соискателей может относиться литература, история идей и политическая история Древней Греции и Рима и раннего европейского средневековья; рецепция античной культуры в Западной Европе и России.

Приветствуются:

- опыт самостоятельной исследовательской работы в областях, связанных с темой проекта;

- способности к научно-организационной деятельности (помощь в подготовке и проведении семинаров и конференций в рамках проекта).

Проект 2. Универсальные и специализированные методы решения проблемных ситуаций

Феноменология решения творческих задач широко известна. Описаны этапы этого процесса (H. Poincar, 1913; G. Wallas, 1926; R. Sternberg, 1986), факторы, влияющие на его успешность (P. Olron, 1963; K. Kotovsky, J.R. Hayes, H.A. Simon, 1985), состав процессов решения (С.Л. Рубинштейн, 1958; А.В. Брушлинский, 1979; Ж.-Ф. Ришар, 1998), виды и функции различных интеллектуальных средств (Ж. Пиаже, 1969; И.И. Ильясов, 1992; В.В. Давыдов, 1972; Л.Н. Ланда, 1969; В.Ф. Спиридонов, 2000, 2007, 2013, 2018), личностные и мотивационные переменные решения (О.К. Тихомиров, 1969; Х. Хекхаузен, 2001; A. Bandura, 1989) и многое другое. Изучение различных методов решения задач также представляет собой вполне разработанную область исследований. Начиная с работ гештальтпсихологов (Duncker, 1926) представления о методах решения прочно входит в теоретический арсенал исследователей. Противопоставление "сильных" (специализированных) и "слабых" (универсальных) методов решения было предложено гораздо позже в работах Г. Саймона (см., например, Klahr, Simon, 1999). Суть этого различения состоит в том, чтобы указать на существование методов, тесно связанных с материалом конкретной решаемой задачи, и методов (часто их называют эвристики или эвристические стратегии), которые независимы (или относительно независимы) от материала проблемной ситуации и могут быть использованы в самых разных контекстах. Несмотря на свою эвристичность, данная идея не получила широкого распространения. Количество моделей, использующие понятие эвристики весьма велико (например, MacGregor, Ormerod, Chronicle, 2001; Chronicle, MacGregor, Ormerod, 2004; Chein, Weisberg, 2014), но анализ совместного использования разнотипных методов решения практически не встречается. Именно взаимодействие двух методов, относящихся к двум названным группам, в структуре решения задачи представляет собой основную проблему настоящего исследования.

Проект направлен на достижение нескольких связанных целей:

1. Описание феноменологии и построение классификаций универсальных и специализированных методов решения. Частично данная задача не может считаться новой, поскольку описания и классификации эвристических средств присутствуют в литературе (Ильясов, 1992; Спиридонов, 2006). Однако специализированные методы описаны гораздо хуже, а их развернутые классификации нам неизвестны. Решение данной задачи представляется необходимым для реализации всех последующих этапов исследования.

2. Разработка аналитических методов фиксации в протоколах решения эвристик и специализированных методов решения. Данная методическая задача предполагает разработку и эмпирическую проверку процедур, направленных на выявление использованных методов решения в протоколах разноплановых мыслительных задач, которые предполагается использовать в экспериментах.

3. Теоретический и экспериментальный анализ взаимодействия универсальных и специализированных методов в структуре решения инсайтных и неинсайтных задач. Достижение данной цели предполагает разработку и экспериментальную проверку теоретических моделей, описывающих взаимодействие методов решения, относящихся к различным их типам.

Руководитель темы: Спиридонов В.Ф., доктор психологических наук, профессор, руководитель Лаборатории когнитивных исследований ИОН РАНХиГС

Требования к кандидатам: знание английского, достаточное для чтения научных статей по теме. Владение основами экспериментальной психологии.

Проект 3. Мифологические модели в евразийском фольклоре и способы их трансмиссии

Проект посвящен анализу евразийского «культурного текста» (фольклорного, книжного, изобразительного) с точки зрения текстопорождающих мифологических моделей, определению пересечений и различий в мифологических традициях Евразии, а также степени зависимости индоевропейских традиций от евразийского контекста. Данная проблематика предполагает изучение процесса трансмиссии «культурного текста» в разных социокультурных традициях и кодовых системах (вербальных – визуальных, устных – письменных), механизмов интерсемиотического перевода и дрейфа мифологических мотивов между фольклором, книжностью и иконографией. В рамках проекта предполагается выявить модели и механизмы интерпретации и мифологизации физиологических ощущений человека на примере состояний, связанных со сном, анализ способов трансмиссии подобных моделей. Особый исследовательский ракурс представляет рассмотрение мифологических фантомов эпохи модерна как продуктов синтеза научной (~ квазинаучной), литературной и фольклорной традиций («снежный человек» и сходные с ним персонажи); изучение генезиса и исторической эволюции явления, его содержательных и прагматических аспектов, а также описание фольклорных моделей в представлениях и практиках религиозных лидеров.

Изучение механизмов общественного сознания – одна из важнейших задач современной гуманитарной науки. «Мифологическая составляющая» культурных традиций (в том числе – массовой культуры нашего времени) чрезвычайно значительна, поскольку объяснительные и упорядочивающие функции мифа гораздо «сильнее», чем игнорируемые им соответствия реальному житейскому опыту. Однако ее объем и вес, как правило, недооцениваются. Это дает основание расширить рамки понятий «мифология» и «фольклор», включив сюда современную мифологию, постфольклорные и парафольклорные формы, а также другие тексты культуры, проницаемые для фольклорно-антропологического анализа (что позволяет, например, выявлять и анализировать динамику и особенности развития современной иконографии).

Обычно считается, что миф составляет контрастную оппозицию рационально-логическому мышлению, но это не совсем и не всегда так. Существуют области, где традиции научная и мифологическая пребывают состоянии вынужденного для науки симбиоза. Это относится и к эпохе Нового времени, к культуре модерна, генерирующей свои мифы, проблематика и ассортимент образов которых может заимствоваться из научной традиции, активно использовать ее риторику, подменяя процедуры апробированной верификации цепью непроверенных (и «доказывающих» друг друга) гипотез; ярким примером такого рода является легенда о «снежном человеке». В традициях многих народов мира описываются случаи странных происшествий, связанных со сном («парасомнии»). Современная медицина включает их в международную классификационную систему болезней в качестве определенных патологий, однако при таком подходе за пределами медицинской нозологии остаются целые кластеры «симптомов», важные для фольклорного сознания. Речь идет не об отказе от общемедицинской номенклатуры, но о том, чтобы уравнять тенденции – к универсализму и релятивизму, в равной степени учитывать общее и особенное в описываемых состояниях, а в том случае, когда не стоит задача диагностики и лечения, вообще обходиться без медицинских ярлыков, рассматривая локальное явление только в контексте локальных представлений и практик.

Объектом исследования являются широко понимаемые мифологические тексты Евразии (указатели сюжетов и мотивов мифологических текстов, включающие евразийские данные); психофизиологическая база мифа (записи устных текстов носителей евразийских традиций о состояниях, связанных со сном); квазинаучная база мифа («свидетельства» о снежном человеке и однотипных с ним персонажах в устных традициях и околонаучном дискурсе); конфессиональная база мифа (представления и практики религиозных лидеров); иконографическая база мифа (русская иконография – средневековая книжность – фольклор).

Содержательные разделы темы:

- Индоевропейские традиции на мифологической карте Евразии.

- Мифологизация состояний, связанных со сном, в фольклоре народов Евразии.

- Дополненная реальность мифа, или «фантом–3»: легенда о снежном человеке.

- Евразийские фольклорные модели в представлениях и практиках религиозных лидеров Алтая.

- Мифологические сюжеты в иконографии.

Руководитель проекта: Неклюдов Сергей Юрьевич – доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ, научный руководитель Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, руководитель проекта «Мифологические модели в евразийском фольклоре и способы их трансмиссии».

Требования к кандидатам: кроме общей фольклорно-антропологической грамотности, специфических требований к участникам конкурса нет..

Проект 4. Архив и документ в перформативных искусствах: теории, методологии и практики

Проблема архивирования и статуса документа давно выдвинулась в число краеугольных для теории перформативных искусств. Более того, на протяжение десятилетий ее обсуждение неизбежно сопутствовало дискуссии о ключевых понятиях теории перфоманса: присутствии, медиатизации, соучастии и т.д. В современном искусстве последней трети ХХ века благодаря концептуализму и институциональной критике архив был осмыслен как художественная форма. Архивирование и документация как проблема и прием широко распространились за пределы галерейного или музейного искусства в кинематографию, театр, уличное искусство. Эти обстоятельства требуют реакции как профессионального сообщества историков архивистов, занятых художественными архивами, так и сообщества историков и критиков перформативных искусств.

Изучение истории архивирования театра и методов архивирования в определенные периоды дает ценный и интересный именно благодаря своему практическому аспекту угол зрения на понимание театра в разные исторические эпохи. Примером этого могут служить усилия, с одной стороны, по архивации зрительского опыта, предпринимаемые в России начиная с 1910-х гг. ХХ века, а также новаторский проект по архивации наследия Театра им. Мейерхольда начиная с первых лет его существования (нач. 1920-х), приведшие к созданию особой институции Научно-исследовательской лаборатории при театре (НИЛ).

Предметом исследования станет как история архивации театрального опыта, так и археология эстетики архива и документа в перформативных искусствах ХХ века.

Руководитель проекта: Лидерман Юлия Геннадиевна, к. культурологии, доцент, ст. научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС yg-liderman@ranepa.ru

Требования к кандидатам:

Опыт и склонность к междисциплинарным исследованиям. Наличие научных публикаций по истории и теории перформативных искусств.

Проект 5. Фольклорные идеологии и поведенческие стратегии в современном городе

Проект посвящен изучению вернакулярных текстов и практик горожан, бытующих городе в устной и письменной (в том числе сетевой) форме. Для исследования важно понимать, как функционирует культурный текст города, артикулированный в текстах фольклора, литературы и медиа, а также в ритуализованных практиках и нарративах. Одной из важнейших задач оказывается изучение вербальной и акциональной экспликации политической культуры современных горожан

Активные изменения социального пространства города и нарастание роли «новых медиа» значительно трансформируют модели возникновения, передачи, а также функции вернакулярных текстов города (понимаемых широко – от устного и письменного вербального текста до целых комплексов ритуализованных практик). В то же время, сами такие тексты в некоторой степени определяют и трансформируют социальный ландшафт города. Высокий темп таких взаимных изменений делает необходимым постоянное отслеживание развития вернакулярных практик и поддерживающих их городских текстов.

Цель проекта состоит в том, чтобы выявить культурные механизмы, лежащие в основе трансмиссии городских текстов, увидеть «смысл» и прагматику низовых высказываний и уличных практик («какое послание содержит данный текст»), и причину их массового распространения («почему люди массово реагируют на события такими текстами и поведенческими реакциями»).

В условиях цифровых медиа происходит интенсивная трансформация текстов и практик горожан, связанных с аффордансами онлайн-технологий. В публичных пространствах артикулируются нарративы власти, обусловленные идеологическими и экономическими целями, появляются устойчивые фразы, отсылающие к событию. Как представляется, появление новых фольклорных идеологий и поведенческих стратегий обусловлено формированием эмоциональных стратегий городских сообществ, связанных а) с локальной миграцией; б) с легитимацией своего места в общественном и приватном пространстве

Содержательные разделы темы:

· Трансмиссия фольклора в социальных медиа

· Сетевые нарративы и практики: влияние на поведение людей оффлайн

· Массовые публичные акции и непубличные нарративы: коммеморативные, социальные, политические

· Брендирование городов и российских территорий: стратегии локального знания

· Пространственная перспектива в исследованиях городских конфессиональных сообществ

· Мифологический ландшафт современных российских территорий

· Переживание травм, репрессий и катастроф в советском прошлом и в современности в городском и сельском пространстве

· Язык города в идеологическом поле

Руководитель проекта:

Петров Никита Викторович, кандидат филологических наук, Заведующий научно-исследовательской лабораторией, Школы актуальных гуманитарных исследований, ИОН РАНХиГС, руководитель проекта «Фольклорные идеологии и поведенческие стратегии в современном городе» и «Историческая память городов».

Требования к кандидатам:

· наличие опыта в полевых экспедиционных исследованиях (интервьюирование, проведение массовых опросов, включенное наблюдение),

· знакомство с основными тенденциями в антропологии и социологии города

Проект 6. Темпоральный поворот в теории исторического знания

на рубеже XX-XXI веков

Несмотря на то, что историки практически всегда признавали, что время имеет важное значение для историографии или попросту отождествляли время с историей (подобно Жюлю Мишле, который говорил, что история это время или Марку Блоку, называвшему историю наукой о людях во времени), лишь недавно сложились необходимые предпосылки, которые способствовали тому, что историческое время (его природа, структура, модели периодизации и способы переживания) стало непосредственным предметом современной теории истории. Это новое состояние в области теории сегодня все чаще называют темпоральным поворотом. За последние несколько лет (в основном на Западе, но и в России также) вышло немало работ, в которых заново был поставлен вопрос об устройстве исторического времени. О том, что такой вопрос не воспринимается как отвлеченный свидетельствуют также международные конференции, на которых обсуждаются такие, достаточно необычные для практикующих историков, темы, как слоистость или даже обратимость исторического времени. Так, в октябре 2018 г. в Москве в музее современного искусства «Гараж» прошла двухдневная конференция «В каком времени мы живем? Новая историчность и политика времени», вызвавшая большой интерес широкой аудитории. Цель данной НИР состоит в том, чтобы проанализировать научно-теоретические перспективы, открываемые новым направлением в теории исторического знания, и его влияние на формирование представлений об истории в публичном пространстве.

Руководитель проекта: Олейников Андрей Андреевич, к.философ.н., с.н.с. Лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ ИОН

Требования к кандидатам:

· свободное чтение научной литературы на английском языке

· наличие публикаций по теме исследования

Проект 7. Социальные практики и процессы литературной кодификации

Тема проекта порождена возрастающей актуальностью контекстного изучения литературного текста в истории и современности: анализа влияния механизмов сферы повседневности на литературный текст; изучения воздействия литературы на социальные формы бытования культуры (текст и издательская практика; социальная жизнь литературного текста; массовый читатель и литературный заказ). Исследование предполагает применение взаимодополняющих методов широкого историко-культурного исследования литературного процесса: социологии литературы, междисциплинарного подхода к изучению литературного текста, компаративного подхода. Цель проекта ̶ исследовать процессы взаимосвязи и взаимовлияния различных форм социокультурной жизни и литературного текста.

Перед участниками проекта следующие задачи:

̶ исследовать литературу как социально-институциональной феномен (напр., театральные и паратеатральные формы);

̶ выявить формы влияния социо-культурой жизни на литературу (напр., салоны, академии, литературные сообщества);

̶ выявить формы моделирования социальных отношений посредством литературы (напр., литературные модели и их влияние на общественные идеалы и обычаи);

̶ изучить связь текста и социальных форм его существования в культуре (напр., изучение перформативных аспектов);

̶ исследовать связь формы презентации книги (социология чтения; литературная критика как процесс формирования читательского спроса);

̶ исследовать историю перевода в свете процесса формирования репертуара переводимых текстов и выработки стратегий перевода (массовость/научность, проблема заказа /востребованности/ необходимости при выборе текста для перевода; проблема детского чтения (классика как детская литература); перевод и цензура).

Руководитель проекта: Ершова Ирина Викторовна, д.ф.н., ведущий научный сотрудник, зав. Лаборатории историко-литературных исследований ШАГИ РАНХиГС.

Требования к кандидатам:

· специализация по литературоведению с углубленным знанием одной из западноевропейских культур;

· свободное владение одним (лучше несколькими) европейскими языками

· желательно: опыт перевода художественных или научных текстов

Проект 8. Стратегия и организация власти в зеркале персональной номинации человека Средневековой Руси.

Русская средневековая элита придавала чрезвычайно большое значение выбору имени для наследников. Имя соединяло в себе множество интенций: жесткую связь с предыдущими поколениями рода или династии, обращение к покровительству "подходящего" святого, ориентацию на церковный календарь, желательное / нежелательное распределение привилегий и полномочий между представителями одного поколения семьи. В результате имя становилось своего рода максимально скомпрессированной историей власти и одновременно своеобразным высказыванием, обращенным в будущее. При этом человек в средневековой Руси существовал в пространстве полиномии, когда у одного и того же лица за жизнь могло накопиться до пяти-шести имен собственных. Все это делает имя весьма существенным инструментом для изучения власти и иерархиизации общества на протяжении всего допетровского времени. При этом до самого последнего времени русская многоименность как система никогда не становилась предметом самостоятельного исследования. Сопряженным с исследованием личных именований оказывается изучение наследственных и должностных характеристик, закрепляемых за человеком от рождения или в процессе службы. Будучи традиционной областью работы историка, русская титулатура нуждается, на наш взгляд, в комплексном историко-филологическом подходе, позволяющем увидеть, как соответствующая лексика, поначалу обладающая принципиально вариативным, "текучим" материалом, постепенно превращается в ригидную систему обозначений, всякое отклонение в которой может служить основой для многолетнего тяжебного разбирательства.

Цель исследования:

1) реконструкция механизмов десигнации и установления порядка наследования различных земель путем имянаречения в домонгольской Руси;

2) воссоздание картины частной и публичной жизни элиты в зеркале функционирования двух христианских имен, получаемых человеком при рождении;

3) обсуждение социальных институтов средневекового Новгорода, запечатленных в номинативах, постепенно эволюционирующих до званий и титулов;

4) сопоставительный анализ системы полиномии в Московской Руси и Великом княжестве Литовском: исследование механизмов их сосуществования и взаимопроникновение в 14-17 вв.

5) лексикографическое описание постепенного становления социальной номинации людей: слово-термин-концепт; 6) исследование функционирования имен и титулов в малых жанрах древнерусской письменности в формульных речениях (граффити, грамоты, договоры). Предполагается подготовка двух монографических исследований и цикла статей, посвященных регуляторным функциям имени в системе древнерусской властной иерархии, связям имен собственных и титулатуры, различным стадиям формирования самостоятельной системы обозначения наследственных и должностных привилегий.

Основным методом является историко-филологический анализ русских средневековых источников, предполагающий их сопоставление с текстами скандинавской, византийской и западноевропейской традиций и в отдельных сочетающийся с историко-культурным и семиотическим анализом предметов древнерусского искусства

Руководитель проекта: Успенский Федор Борисович, доктор филологических наук, член-корр. РАН., зав. Лаборатории древнерусской культуры, вед. научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС

Требования к кандидатам:

Опыт самостоятельной исследовательской работы с древнерусскими источниками.

Заявки и документы на конкурс принимаются по электронной почте. Соискатели должны отправить весь комплект документов на адрес конкурса karamzinefellowship@gmail.com

В теме письма указывайте: КС-2020 и название проекта ШАГИ, на который подается заявка

Заявки принимаются до 29 декабря 2019 года (до 23.59)